Детскую экзему успешно лечат разбавленными отбеливающими ваннами

Ученые из США обнаружили, что регулярное введение детям с хронической, тяжелой экземой ванн с разбавленным отбеливателем снижает клиническую тяжесть состояния в случаях с вторичной бактериальной инфекцией.

Это исследование было проведено доктором Эми С. Паллер, профессором и заведующим кафедрой дерматологии Уолтера Дж. Хэмлина и профессором педиатрии в Школе медицины Северо-Западного университета Файнберга в Чикаго, штат Иллинойс. Паллер, которая также является лечащим врачом Чикагской детской Мемориальной больницы, где было проведено исследование, сообщил прессе, что по сравнению с детьми, получавшими плацебо, дети, принимавшие отбеливающие ванны, испытывали пятикратное снижение тяжести экземы в течение одного-трех месяцев. Около 17% детей страдают экземой, а хроническая, тяжелая экзема может испортить детство. Сначала кожа красная, воспаленная и зудящая, но по мере того, как дети царапаются, состояние прогрессирует, пока кожа не становится сырой и коркой, и часто заражается бактериями, которые трудно лечить, особенно MRSA (метициллин-резистентный золотистый стафилококк). Результатом этого является несчастье, нарушенный сон и часто плохая концентрация внимания, которая влияет на успеваемость в школе. Пероральные и кожные антибиотики являются наиболее распространенными способами лечения этого заболевания, но врачи не любят их использовать, особенно у детей, потому что они повышают вероятность развития резистентности бактерий.

Говорит Паллер:

"Мы долго боролись со стафилококковыми инфекциями у больных экземой."

Она сказала, что более двух третей пациентов с экземой имеют признаки стафилококка на коже, бактерии, которые чаще всего вызывают инфекцию и усугубляют экзему. "Это исследование показывает, что простой бытовой отбеливатель, который, как мы думаем, уменьшает стафилококк на коже, может помочь этим детям", - объяснила она.

В рамках рандомизированного, слепого исследования, плацебо-контролируемого исследования Паллер и её коллеги намеревались выяснить, насколько часто пациенты с атопическим дерматитом (хронической экземой) также заражаются внебольничным MRSA и может ли подавление его распространения с помощью отбеливающих ванн (гипохлорит натрия) и интраназального мупироцина (антибиотик, продаваемый под торговыми марками Bactroban и Centany) уменьшить тяжесть экземы. Они набрали 31 пациента в возрасте от 6 месяцев до 17 лет, все из которых имели умеренный или тяжелый атопический дерматит и имели клинические признаки бактериальной инфекции. Все пациенты принимали Цефалексин (антибиотик первой линии для лечения кожных заболеваний, продаваемый как Кефлекс и Споридекс) в течение 14 дней, прежде чем их случайным образом распределили либо в группу лечения, либо в группу плацебо.

В течение трех месяцев участники группы лечения принимали ванны с разбавленным гипохлоритом натрия (отбеливатель) и получали интраназальную мазь мупироцина, в то время как участники группы плацебо получали интраназальную вазелиновую мазь и простые водные ванны. Всем участникам было предписано принимать ванны по 10 минут два раза в неделю в течение трех месяцев. Основной мерой для получения результатов была оценка площади экземы и индекса тяжести заболевания.

Результаты показали, что:

-- Распространенность мрса, приобретенного в общине, в этом исследовании (7,4% положительных кожных культур S aureus и 4% положительных носовых культур S aureus, проверенных на наличие МРСА) была значительно ниже, чем в общей популяции, как это было определено на основе культур, полученных в детской мемориальной больнице (75-85%).

-- Пациенты в группе лечения показали значительно большее среднее снижение от исходного уровня (до и после оценки) в области экземы и индекса тяжести, чем в группе плацебо, как на 1-м, так и на 3-м месяце оценки.

-- Однако показатели для головы и шеи (они не были погружены в воду во время отбеливающих ванн) не снизились в группе лечения по сравнению с группой плацебо.

-- Только другие участки тела показали значительное снижение баллов тяжести для группы лечения по сравнению с группой плацебо при оценке через 1 и 3 месяца.

Паллер и его коллеги пришли к выводу, что:

"Хроническое применение разбавленных отбеливающих ванн с периодическим интраназальным применением мази мупироцина уменьшало клиническую тяжесть атопического дерматита [хронической экземы] у пациентов с клиническими признаками вторичных бактериальных инфекций. Пациенты с атопическим дерматитом, по-видимому, не имеют повышенной восприимчивости к инфекции или колонизации резистентными штаммами s aureus", - добавили они.

В отдельном заявлении Паллер сказала, что ванны были на удивление без запаха, вероятно, потому что отбеливатель был настолько разбавлен (они использовали около половины чашки отбеливателя на полную стандартную ванну).

"В наших клиниках ни у кого не было запаха, только что вышедшего из бассейна», -сказала она.

Исследователи остановили исследование рано, потому что улучшение в группе лечения было настолько драматичным, что они хотели, чтобы группа плацебо имела возможность получить такое же облегчение. Паллер сказала, что экзема "становилась все лучше и лучше с помощью отбеливающих ванн, и эти ванны не давали ей снова вспыхнуть, что является постоянной проблемой для этих детей. Мы предполагаем, что отбеливатель обладает антибактериальными свойствами и уменьшает количество бактерий на коже, что является одним из факторов возникновения вспышек", - пояснила она.

Отбеливатель успешно использовался больницами для уменьшения MRSA, сказала Паллер, именно поэтому они думали, что он может работать при экземе. Разница в результатах в зависимости от того, были ли оценены голова и шея или другие части тела, рассматривается как еще одно доказательство того, что отбеливающая ванна была эффективной, поскольку дети не опускали головы под воду, когда они купались. Паллер предлагает детям, страдающим экземой и использующим этот метод, закрыть глаза и рот и окунуться в воду, чтобы помочь улучшить повреждения на лице, голове и шее. Она сказала, что в своей практике они обнаружили, что даже ежедневные ванны с разбавленным отбеливателем хорошо переносятся. Она сказала, что отбеливающие ванны могут также помочь людям с частыми стафилококковыми инфекциями, с экземой или без нее, а также взрослым с экземой и рецидивирующими инфекциями. Ученые говорят, что есть еще больше вопросов, чем ответов, когда речь заходит о экземе, но предполагают, что это, вероятно, вызвано генетической предрасположенностью, которая вызвана факторами окружающей среды, такими как городские загрязнители и токсины и/или аллергии.

Источник:

"Treatment of Staphylococcus aureus Colonization in Atopic Dermatitis Decreases Disease Severity."

Jennifer T. Huang, Melissa Abrams, Brook Tlougan, Alfred Rademaker, and Amy S. Paller.

Pediatrics, May 2009; 123: e808 - e814.

doi:10.1542/peds.2008-2217

ООО "Медицинское Учреждение Лечебный Центр "ЮТА-КЛИНИК"

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! "ЮТА-КЛИНИК" не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте uta-clinic.ru